В этом году Преображенское братство планирует обсуждать на ежегодном фестивале «Преображенские встречи» тему «Время мира». Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель братства и ректор Свято-Филаретовского института, размышляет о том, что значит быть миротворцем сегодня

...Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт 8:22)

Слово «мир» очень многозначно. Сразу вспоминаются цитаты: «Иди в мир, там мира нет»; «Когда будут говорить мир и безопасность, тогда постигнет их пагуба»; «Не мир принёс Я, но меч»; «Имейте мир между собою», не говоря уж про «миру – мир» – советский лозунг, являющийся скрытой цитатой из литургии. Какое значение этого слова Вы считаете наиболее актуальным сегодня, а какие коннотации для вас связаны с симулякрами?1

Священник Георгий Кочетков: Говорить о мире вообще непросто. Во-первых, потому, что всё, связанное с этой темой, было в советские времена идеологически очень вывернуто наизнанку и просто стёрто в своём реальном смысле и значении. Во-вторых, потому, что мир – это довольно глубокое качество, не всем одинаково понятное: говорить о мире – это почти то же самое, что говорить о любви или о свободе. С одной стороны, все знают эти слова и произносят их с достаточным почтением, а с другой стороны, часто не очень хорошо понимают многозначность этих слов.

Действительно, есть ситуации, когда о мире говорят всуе, когда это слово используется как симулякр. А есть и другие случаи. Всё, что мы находим в Священном Писании, в церковной практике, вообще в духовной жизни всякого человека, бывает очень важным, бывает часто связано с самыми глубокими пластами человеческой жизни – конечно, если оно связано с вещами подлинно экзистенциальными, подлинно человеческими и даже богочеловеческими, а не используется лишь поверхностно или для красного словца.

В Новом завете благодать и мир очень связаны друг с другом, и это важно помнить. Христианское понимание мира неотделимо от представления о даре Божьем. Ведь мир и любовь – это действительно признаки Божьего присутствия или богочеловеческого действия. Неслучайно люди боятся потерять мир и в то же время очень часто его именно теряют. Они призывают друг друга к миру и в то же время иногда думают, что при этом надо готовиться к войне. Существует даже поговорка: хочешь мира – готовься к войне2. Это, конечно, не христианский контекст.

Опыт христианской жизни говорит о том, что мир как великое благо может быть достигаем на разных уровнях человеческого существования, как личного, так и межличного – в обществе, в народе, в государстве, в семье, в каждом человеке. Человек хочет, чтобы на нём почивал дух мира. Но часто не знает, что для этого ему надо веровать в Бога и Человека, ведь это действительно дар Божий через Человека. И ещё человек иногда не понимает, что надо сделать, чтобы не потерять этот дух. Он воспринимает мир как душевное, а не духовное качество. А это уже некоторое снижение.

Интересно, что в обществе, в народе мир высоко ценится, но творить мир, быть миротворцем не многие решаются. Многие люди считают, что от них ничего не зависит, что вопрос мира в жизни, в обществе, в народе – это вообще дело только руководителей, политиков или старших, тех, от кого зависят судьбы других людей. Но ведь быть миротворцами Иисус Христос призывает всех людей: «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». И конечно, этого не стоит забывать.

Быть миротворцем не значит терять сопротивляемость против зла и греха этого мира. Это означает быть готовым всегда чем-то своим пожертвовать, сделать какой-то шаг доброй воли, шаг навстречу другому, чтобы избежать конфликта или преодолеть уже родившееся отчуждение и озлобление, ведущее к войне.

В каком-то смысле борьба за мир тоже как война, только духовная: это духовная брань. Человек обретает мир тогда, когда преодолеваются преграды, средостения между ним и Богом, между ним и другими людьми. Доброта и красота действуют умиротворяюще; а уж тем более любовь и подлинная свобода. Познание истины здесь тоже имеет значение. Это вещи, которые предельно важны для человека, для качества его жизни. И человек всегда должен стремиться их обрести.

 

Ной, выпускающий голубя
Ной, выпускающий голубя. Мозаика собора Св. Марка. Венеция. XIII в.

 

100 лет назад закончилась Первая мировая война, которая многими воспринималась в том числе как нравственная катастрофа, потому христианские народы впервые в таком масштабе и так жестоко воевали друг с другом. Казалось бы, реакция должна была быть – «Никогда больше!». Но даже в течение жизни поколения, пережившего Первую мировую, разразилась Вторая мировая. Почему периодически в мире возникают кризисы, чреватые такими масштабными войнами? И можно ли как-то «разворачивать» такие ситуации?

Первая и Вторая мировые войны – это два акта одной трагедии. Если бы люди не отходили от Бога и не заражались бы стяжательством, гордыней, превозношением над другими, желанием счастья лишь чувственного и земного, то они не позволили бы никаким силам, откуда бы те ни приходили, нарушать мир и покой своей жизни. Именно нетрезвенные, а иногда и откровенно недобрые верования в прогресс, в науку, в силу внешнего разума, в свои ощущения привели к тому, что человечество впало в самый страшный в своей истории период войн и массового уничтожения людей. Мира не может быть там, где есть массовое сознание, массовая культура, массовое производство, массовые действия. Ничто не должно превращаться в массу: ни народ и нация, ни общество, ни тем более церковь. Даже экономика и производство не должны быть массовыми. Стремление к уравниловке и к массовости является признаком тяжёлой внутренней болезни человечества, ему нужно всячески противостоять. К сожалению, мы часто сами заражаемся массовым сознанием, какими-то призывами к массам или вкусами масс. Теряем чувство меры во всём и боимся, что высшие качества жизни будут выделяться над средним уровнем – уровнем массы...

Именно поэтому сегодня во всём мире пропадает хорошо памятное ещё нашему поколению ощущение – «только бы не было войны»? Или есть ещё какие-то причины, по которым так легко растёт увлечение милитаристскими тенденциями?

Ну, во-первых, сами наши ощущения, взятые из прошлого, часто идеологизированы и малореальны. А во-вторых, сейчас многие уже привыкли жить, с одной стороны, под страхом, с другой стороны – как бы не заботясь ни о прошлом, ни о настоящем, ни о будущем, привыкли жить только одним днём, безответственно. Поэтому люди (особенно если они отрываются от Бога и от духовной традиции своего народа) не становятся миротворцами. Они не становятся людьми, желающими мира, им непонятны слова Христа о мире, им непонятно, что мир есть воля Божья. Они этого просто не понимают, а значит, ничего и не делают. И даже не очень-то думают о том, что же будет, если потерять то немногое, что мы ещё сохраняем.

Культура снижается. Она действительно становится массовой. Духовная планка у людей понижается. И это, конечно, очень тревожно, это трагедия. Каждому человеку нужно много, много потрудиться, чтобы превозмочь эти тенденции, преодолеть их.

Самое главное – для этого надо поставить задачу духовного просвещения и укрепления доверия людей друг к другу. Важно, чтобы мы преодолели страхи и следовали голосу Божьему внутри себя, голосу совести и слову Христову.

Что бы Вы сами ожидали от обсуждения этой темы в братстве, в церкви, в обществе?

Я думаю, что эта тема может быть довольно горячей именно потому, что она многими не воспринимается как таковая; люди не чувствуют всех её «подводных камней». Но ведь ни одна заповедь Христова не является простой, лёгкой. В том числе призыв «блаженны миротворцы».

Я ожидаю обострения чувств каждого человека, более глубокого понимания того, что значит благодать и мир от Бога, ответственного осознания того, что творить мир – это наше призвание и что относится оно ко всем. И если удастся добиться горячего желания людей не терять благодать и мир в своём сердце, в своей жизни, в своих словах и делах, это будет лучшим итогом.

1 Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») – «копия», не имеющая оригинала в реальности, знак, не имеющий в реальности означаемого объекта, слово, не несущее значения.

2 Si vis pacem, para bellum («Хочешь мира – готовься к войне») – крылатое латинское выражение, авторство которого приписывается римскому историку Корнелию Непоту.

Беседовала Анастасия Наконечная

 

Священник Георгий Кочетков
Священник Георгий Кочетков

 

Фото: Евгений Гурко

Кифа № 4 (248), апрель 2019 года

Больше событий