Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства: Если говорить всерьез, то история с автокефалией на Украине — это страшный анахронизм для церкви XXI века

В журнале "Огонек" вышла подборка мнений экспертов в связи с заявлением Константинопольского патриархата о намерении предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Свое мнение высказал священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института и духовный попечитель Преображенского братства

— Если говорить всерьез, то история с автокефалией на Украине — это страшный анахронизм для церкви XXI века, попытка жить по лекалам другого времени и другой эпохи, когда церковная и государственная власть объединялись в «симфонию» и не мыслились в отрыве друг от друга,— считает отец Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.— Такой анахронизм стал возможен, потому что с 1943 года наша церковь начала попятное движение, заразившись вирусом борьбы за покровительство власти, признав окончательно, что «радости и успехи» страны и народа — «наши радости и успехи». При этом самопровозглашенный Киевский патриархат, считая себя новым словом в церковной истории, проявляет как раз дикую «советскость», под видом церковных интересов усиливая вражду между разными государствами и верующими. Две наши страны, две церкви объединяет общая история болезни, общая беда. А реальным признаком свободы церкви что у нас, что на Украине стоило бы считать не автокефалию, а независимость от государственной власти: такую независимость, при которой соборность церкви становится важнее ее юрисдикционной принадлежности.

Значимость этой «автокефалии», кажется, вполне ясна и патриарху Кириллу, получившему от «русской весны», так обрадовавшей политиков и патриотов, бесчисленные проблемы на своей канонической территории, вынужденному забыть о возрождении любимого «русского мира» и надеяться на самое малое — хотя бы удержать Украину в своей орбите. Дипломатические таланты предстоятеля русской церкви, которые достигали католического мира, теперь тратятся на непривлекательный торг с Константинополем и мышиную возню в своих границах. Этого ли он хотел, вступая на патриаршую кафедру? И, видимо, не случайно на прошлой неделе, встречаясь с представителями Финской евангелическо-лютеранской церкви, патриарх Кирилл ни с того ни с сего сообщил о себе: «Я сегодня свободен так, как никто никогда в русской церкви не был свободен». Этот манифест, отдаленно напоминающий то ли оправдание, то ли роспись в тяжелом анамнезе русской церкви, несомненно, будет услышан не только и не столько финнами. Впрочем, считать ли свободу предстоятеля Русской православной церкви свободой самой церкви — останется вопросом для пытливых или готовых проверить это на себе.

Журнал "Огонёк" №34 от 10.09.2018, стр. 18

Больше событий